В процессе исследования проблемы творческого потенциала личности и регулирования стресса было введено понятие «жизнестойкости» как особого качества личности. Обладая этим качеством, человек может эффективно справляться со стрессом, одновременно развиваясь и обогащая свой потенциал. Личностная жизнестойкость дает ощущение внутреннего комфорта и очень важна для сохранения здоровья и оптимальной работоспособности даже в условиях стресса. Компонентами жизнестойкости являются «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска».
Вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности, делает нашу жизнь интересной и дает нам возможность получать удовольствие от собственной деятельности. Воспринимая окружающий мир негативно, человек переживает чувство отвергнутости и лишает себя вовлеченности.
Контроль позволяет человеку самому выбирать свой путь и свою деятельность и дает понимание, что все происходящее в его жизни зависит от него самого. Он будет бороться и пытаться влиять на происходящее, даже если это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположное поведение дает ощущение собственной беспомощности.
Принятие риска – качество, которое дает убежденность, что любое событие в жизни вне зависимости от того, позитивное оно или негативное, можно рассматривать как опыт. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. А опыт всего положителен, потому что его результаты можно использовать в будущем.
Что мешает нашей жизнестойкости?
Формирование всех компонентов жизнестойкости развиваются в детстве, затрагивая подростковый возраст. Для развития вовлеченности очень важны любовь и принятие со стороны родителей, а также их поддержка и одобрение. Контроль развивается, когда инициатива ребенка и его стремление справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей, не подавляется родителями, а, наоборот, они демонстрируют свою веру в ребенка. Для развития принятия риска очень важны богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность окружающей среды.
Если жизнестойкость не развита в детстве, что делать?
Все компоненты жизнестойкости можно развивать и во взрослой жизни, но уже осознанно. Ведь жизнестойкость, как способность личности совладать со стрессом, с теми трудностями и изменениями, которые сопровождают каждый наш день, зависит только от наших убеждений. Именно то, как мы воспринимаем события, позволяет нам оставаться активными и препятствует негативным последствиям стресса.
Осознанно изменив свои убеждения и отказавшись от негативных установок, можно развить жизнестойкость в любом возрасте.